ALG (alg_nn) wrote,
ALG
alg_nn

Categories:

Музей Рериха. Впечатления...

Давненько не выбирались мы в Музей Рериха...
Всё суета да суета московская:)

И вот, наконец выбрались...

Поводом явилась совместная выставка двух Рерихов - отца и сына - Николая и Светослава.

Но, как оказалось, эта экспозиция совершенно померкла перед основной экспозицией музея - той, которая тут присутствует постоянно.

Оказывается, за прошедшие годы тут произошло много изменений.
Экспозиция воспринималась совершенно по-новому.
У меня очень редко возникало ощущение, что я тут раньше был:)
Практически всё смотрелось как впервые...

"Русский зал"...

Прямо физически ощущал тепло, исходящее от Крестного хода на одноименной картине:


Очень впечатлил Лик Спаса Нерукотворного...

Да и вообще все картины русского цикла...






Очень сильное впечатление оставил затемнённый зал, где все экспонаты имеют свою собственную подсветку, тогда как сам зал общего света не имеет...



Таинственность...
Глубина...
Словно окна в другой мир...



А от всех картин, посвященных Христу, исходит прямо-таки сакральная сила...



Долго стоял и смотрел на эти картины, впитывая их особенную энергетику...



Как известно, Рерихи - это не только потрясающее изобразительное искусство, но и уникальная картина мира...
Мировоззрение Рерихов, известное как "Учение Живой Этики" - точно так же масштабно, как и художественный талант отца и сына Рерихов.

Очень грустно, что так называемые "последователи" этого Учения, сделали всё, что только можно для порождения большого количества конфликтов с представителями традиционных религий.
В 90-е годы "рериховцы" не раз и не два пытались "влезть" в политическое поле и начать играть какую-то роль в общественно-политической жизни страны, разумеется всячески пытались занять какие-то позиции в идеологической сфере.
И всё это было настолько несерьезно, настолько пафосно и напыщенно, что становится понятно, почему Юрий Рерих, когда в 50-е годы вернулся в СССР и начал вживую общаться с местными "рериховцами", настоятельно рекомендовал им идти в Православие, ибо люди даже в самом ближайшем приближении не видели своего эго, не осознавали даже самых явных эго-реакций и эго-программ...
А Православие вполне себе в этом плане даёт очень хорошую базу.
И понятие "гордыня" там хорошо проработано, и понятие "прелестей"...

По мне, так аромат "Учения Живой Этики" надо впитывать так же, как мы впитываем мощь и красоту рериховских полотен...
Ведь если это Учение выразилось в таком потрясающе высоком искусстве, значит, оно достойно того, чтобы его уважать...
Действительно же - оооочень интересный взгляд на историю, на человечество, на эволюцию, на духовность...
Реальная попытка СИНТЕЗА мировой духовной культуры.

Какая бы это попытка ни была в плане результата: успешной или нет, ценность её от этого не меняется.
Ибо этот глобальный синтез духовной культуры по-любому человечеству предстоит.
Без такого синтеза мира на земле не возникнет...
А значит все попытки такого синтеза - очень ценны.

Кроме картин, на выставке немало и разных других экспонатов, связанных с творчеством, деятельностью и жизнью Рерихов.
В том числе там немало и фотографий.



Особенно впечатлила меня вот эта маленькая фотография:



В описании сказано, что это фотография, лично подаренная Учителем Морией Елене Рерих.
Можно сколько угодно гадать, реален ли Учитель Мория, или это плод фантазии Рерихов, но лицо на этой фотографии на мой взгляд - прекрасно.
Мне, как тонкому ценителю красоты, было очень приятно смотреть на эти черты...эти совершенно детские глаза в сочетании с такой величавой благородной красотой...
К сожалению, здесь трудно передать той удивительной детскости этих глаз, какие видны непосредственно на той маленькой фотографии в музее.

Мы с Борей долго любовались и обсуждали эту фотографию...



После "затемненого зала", не менее сильное впечатление оставил "зал с колоннами".
Как я его для себя назвал "храмовый зал", ибо атмосфера в нём действительно какая-то сакральная, храмовая...
Хорошо ощущалось, что тут собраны наиболее глубокие с точки зрения мировоззрения Рерихов, предметы и произведения искусства.
Хорошо ощущалось, что этот зал лучше всего отражает то, во что Рерихи верили и откуда черпали вдохновение для своего великого творчества...





И, опять же, совершенно неважно: реальные это фотографии Учителей или это тщательно прорисованные рисунки, но черты лица на всех этих портретах - прекрасны.
Удивительное сочетание величия и простоты...
Гармонии и силы...
Покоя и динамики...
Очень глубокие, наполненные образы...



Не менее интересен "азиатский зал"...
Вот, рассказываю Маше о том, что здесь Рерих изображен в тибетском одеянии на фоне Поталы - древнего дворца Далай-Лам в Тибете...



Прекрасные виды гор...
Какой же всё-таки точный мазок у Николая Рериха...
Каждая картина словно бы имеет какую-то математическую основу...
Пространство у картины не только эстетически прекрасное, но и математически строгое, структурированное...





Впечатлила большая карта азиатских экспедиций Рерихов...
Мощно, конечно, что говорить...



Как давние походники, обсуждали масштаб таких маршрутов...



Не менее интересен оказался и "космический" зал, где мы увидели немало фотографий присутствия "Знамени Мира" Рерихов на околоземной орбите...
Символично.



Ну и потом мы уже прошли на ту экспозицию "отец и сын", которая явилась поводом посетить музей.
Классная экспозиция.












Вобщем, оооочень хорошие впечатления от Музея Рериха остались!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments