ALG (alg_nn) wrote,
ALG
alg_nn

Место, в которое хочется возвратиться...

340.78 КБ

Моя незабываемая встреча в Переделкино с оптинским старцем Илием, о которой я писал не так давно, привела к тому, что я неожиданно попал и в саму эту легендарную монашескую обитель...
Будучи по первому образованию историком, религиоведом, я конечно же, с младых лет об этой древней обители знал.
Знал и о её огромном влиянии на духовную среду дореволюционной России, о том, какие масштабные исторические личности русской культуры и государства бывали в Оптиной Пустыни и черпали там душевные силы...
А в период моего увлечения православием, мне попалась знаменитая молитва оптинских старцев, которая, помнится, меня очень впечатлила, и с тех пор общий смысл её живет во мне и помогает в перипетиях жизни...
Причем, с какой бы религиозной культурой я потом не знакомился, всегда убеждался, что эта молитва совершенно созвучна любой ПРАКТИЧЕСКОЙ духовности - вне зависимости от конфессиональной, расовой, этнической принадлежности (так же, как, скажем, и знаменитая молитва св. Франциска Ассизского)

Ну так вот, мы втроем (в том числе и Анна - мама той самой девочки, которую крестил старец Илий в Переделкино), приехали в Оптину Пустынь

246.18 КБ

И там мы пару-тройку часов общались с духовным сыном старца Илия иеромонахом Романом (уж не помню точно его чин, должность или как там это называется... вроде бы он комендант Обители).

303.96 КБ

Сначала ребята общались с отцом Романом по тем делам юридического характера, по которым с Оптиной Пустынью сотрудничает юр.контора Анны, и я в это дело особо не вникал, а потом мы пошли гулять по территории обители (довольно обширной, надо отметить), и отец Роман рассказывал нам о ней. И вот тут во мне ожил историк:)
Откуда ни возьмись из памяти возникло множество давно забытых образов и эпизодов - и все это оживало тут, на этой оптинской земле...
Вот тут ходил Лев Толстой, когда приезжал в Оптину...
А вон там, в туманной дымке за рекой, знаменитый Козельск, который татарская орда, не могла взять аж 7 недель (Батый даже запретил называть город "Козельск" и приказал звать его "Злой город"...)
А вот храм аж 17 века, а тут была келья старца, у которого бывал Достоевский, после чего в "Братьях Карамазовых" создал незабываемый образ старца Зосимы...
Владимир Соловьев, Константин Леонтьев, Павел Флоренский...

А потом мы пошли вглубь территории - туда, где расположен скит, в который толпами шли люди со всей России к знаменитейшему старцу Амвросию...

483.37 КБ
(справа, кстати, виден колодец, вырытый по благословлению старца Амвросия...)

Общение было очень легким...
Отец Роман - человек живого ума, чуткий, хорошо слышащий собеседника, умеющий говорить на простом и понятном языке - но при этом никакой поверхностности и светскости...
Задавали любые вопросы, говорили на любые темы, нередко шутили, улыбались...

424.68 КБ

При этом, когда разговор заходил о тех проблемах, противоречиях, разногласиях, которые существуют в церкви, то даже говоря о явных "идейных противниках", в его голосе не слышалось ни малейшего осуждения, негодования - вообще никакой эмоциональной пристрастности...
Даже где-то с юмором говорил...
Я потом краем глаза глянул на сайты тех организаций, о которых в том разговоре шла речь, так еще больше этому подивился.
Там порой такой махровый экстремизм обнаруживается, со всем стандартным набором антисемитизма, ксенофобии и национализма в стиле "бей жидов, спасай расею" - что я бы о таком без "эмоционального элемента" говорить не смог...

Короче, даже когда разговор касался проблемных сторон жизни, атмосфера легкости, простоты, тепла и душевного отдыха не нарушалась...

Гуляли по лесу, дышали весенним воздухом...

490.46 КБ

Потом так же легко по-простому распрощались...
Анна попросилась к отцу Роману на исповедь при следующей "командировке", он согласился, я же не стал проситься вместе с Анной - не было внутреннего движения.
В тот момент мне казалось, что мол, ну да, побывал в знаменитом историческом месте, пообщался с приятным человеком, ну и ладно, ну и хорошо, что еще-то? Мол, дома-то дел не в проворот, и нет времени на столь долгие поездки - это же считай целый день в пролете, когда сюда из Москвы выезжаешь...

При выходе из монастыря, накупили местного меда и разъехались - ребята поехали в Козельск по своим юр.делам, а я - в Москву...

Сел, поехал, музычку как обычно...
И вот тут началось...

Не прошло и получаса езды, как вдруг нахлынула волна какого-то толи счастья, толи умиротворения, толи любви какой-то "безобъектной", толи чего...
Душа словно бы воспарила в какой-то невесомой, совсем-совсем детской, совсем-совсем простой радости...

Еду, рулю, и сам на себя недоумеваю - чё эт со мной такое???

А радость всё заполняет и заполняет...аж пот прошиб...
Ощущение, что мир словно бы расширился... Небо словно бы всем телом чувствуешь... Просторы вокруг чувствуешь (а там дорога как раз по таким классическим среднерусским прострам идет, типа как я когда-то писал про свою деревню, которая, кстати, тоже тут в Калужской области расположена, по дороге в Оптину)...

Короче - состояние чудесное, иначе и не назовешь...

И пребывая в этом состоянии, я понимаю, что это именно оттуда тянется - из Оптиной Пустыни...

Получается, чтоли неспроста называют это место "святым", получается, действительно есть там что-то такое, неведомое и непостижимое, что оживляет душу, наполняет сердце...как бы это назвать-то...благодатью, чтоли...
Непривычно как-то такие слова использовать для мегаполисного горожанина...
Нет тут у нас таких состояний, чтобы они соответствовали таким словам...

И вспомнилось мне в тот момент, что ведь точно так же было и после встречи со старцем Илием!
Тоже самое - наиболее глубокие чувства возникли уже после завершения крестин, уже когда мы домой возвратились...

Во время самих крестин, помню, всё было как-то довольно обычно и повседневно - ну ходит тут какой-то симпатичный седовласый старичок, щупленький такой, бормочет молитвы тихим голосом...
Умом вроде как знаешь, что мол, это типа "крутой старец", но в ощущениях никакой особой "крутизны" не было, никакого "священного трепета", никакого "замирания дыхания", как это описывается в исторических книгах - абсолютно никакой таинственности, все как-то очень просто и естественно...
А вот потом, уже вечером, и даже уже на другой день, вдруг чувствуешь, что в душе что-то возникает вот такое безмееерное...
И вдруг понимаешь, что прикоснулся к чему-то подлинно высокому, подлинно человечному, подлинно божественному...

И помню, тогда, на другой после крестин день (а то и на третий...) я поймал себя на таком интересном ощущении, что типа хочется всё бросить, и ломиться туда, где есть этот старец, чтобы просто быть рядом, просто быть в его присутствии...
Потом, в суете дел, это ощущение угасло, а тут, в машине, вдруг возникло снова - очень захотелось опять попасть в это место, в эту Пустынь, просто побыть там, побродить, воздухом подышать, а если еще с отцом Романом поговорить об истории, философии, да и просто за жизнь...
Короче, не важно что там делать, важно там побыть какое-то время...

И я тут же набрал телефон Анны, и сказал, что хочу с ней поехать в Оптину в следующий раз, и чтобы она попросила отца Романа тоже меня принять на исповедь...
Tags: оптинское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments